2009 год – 50 лет открытию палеолитической живописи в Каповой пещере
25 января 2009 года состоялась выставка-презентация копий знаменитых рисунков в Левобережной пещере
Быстрые рисунки: в этот день любой из посетителей мог принять участие в «быстром рисовании» - создании рисунков по образцам, увиденным во время экскурсии. Посетителям предоставили возможность рисования природными материалами, демонстрируя свое видение и понимание представленной в пещере палеолитической живописи.
Саблинские пещеры стали конкурентами дворцов Петербурга
Саблинские пещеры (Тосненский район, Ленобласть) стали конкурентами дворцово-парковых ансамблей пригородов Петербурга. Порядка 30 туристических фирм подписали договор на организацию экскурсий в пещеры государственного комплексного памятника природы «Саблинский», сообщила корреспонденту «Росбалта» председатель правления общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия» Валентина Орлова. Он отметила, что в год пещеры организованно посещает около 25 тысяч человек. Самыми активными являются школьники.
На днях в самой крупной пещере «Левобережная» прошла презентация выставки, посвященной 50-летию открытия знаменитой палеолитической живописи в Каповой пещере на Урале. Копии знаменитых рисунков Шульганташа выполнены профессиональными художниками на подземных сводах Левобережной пещеры. Пока это – единственные следы творчества пещерного человека в России. Оригинальная живопись Каповой пещеры Башкирии находится под угрозой затопления, и доступ посетителям в святая святых закрыт.
В рамках проведения презентации любой желающий смог нарисовать «своего быка» в Год Быка. Воспользовались этой возможностью только дети.
Напомним, что первые палеолитические рисунки Восточной Европы были открыты в 1959 г. советским ученым А.В. Рюминым в Каповой пещере заповедника Шульганташ. Это всем уже известные изображения носорогов, лошадей и мамонтов. Но до сих пор представители ученого мира ломают голову над смыслом некоторых других найденных знаков: таинственной решетчатой трапеции (похожей на чашку) и антропоморфного (человекообразного) существа с небольшим хвостом и конечностями-клешнями.
Саблинские пещеры — уникальный природный комплекс искусственного происхождения. Они образовались в результате проходки выработок, в которых более 150 лет добывался чистый кварцевый песок. Именно из этого сорта песка варили императорский хрусталь. Сегодня это десятки километров подземных лабиринтов коридоров с озерами, громадными залами. Бывшие старые выработки медленно, но неотвратимо оползают. В одной из пещер несколько лет назад открылась первая в России подземная часовня Николая Чудотворца, которая призвана увековечить память погибших путешественников — географов, геологов, полярников, спелеологов, альпинистов, отдавших свои жизни во имя служения Родине.
В пещерах зимуют сотни летучих мышей. Это самая крупная популяция области, которая быстро сокращается. Если их разбудить зимой во время спячки, они могут погибнуть.
Источник: http://www.rosbalt.ru/2009/01/30/614043.html
Дети рисовали доисторических мамонтов в Саблинских пещерах
Мамонтов, шерстистых носорогов и степных быков рисовали сегодня петербургские дети в Саблинских пещерах в Тосненском районе. Эту акцию энтузиасты-спелеологи и учёные российского географического общества приурочили к 50-летию открытия палеонтологической живописи. Полвека тому назад Александр Рюмин открыл в Башкортостане уникальные наскальные рисунки в Каповой пещере. Это событие стало эпохальным для Российской науки.
В Саблинских пещерах учёный Юрий Ляхницкий провёл небольшую лекцию. А затем показал копии рисунков Каповой пещеры, которые он со своими помощниками десять лет назад нанёс на стены Саблинским штолен. По словам учёного, главная цель сегодняшнего мероприятия - привлечь внимание к проблеме сохранения бесценной наскальной живописи.
Желающим почувствовать себя в роли древних художников предложили нарисовать ископаемых зверей прямо в пещерах. Правда, все же не на стене. Ведь это тоже памятник, и живопись не пойдет ему на пользу. Дети рисовали на больших листах бумаги.
Телеканал 100 ТВ
http://www.tv100.ru/news/view/4761/
В пещерах в Саблино будут рисовать мамонтов
Малышей с родителями приглашают на увлекательную экскурсию
Саблинские пещеры по Петербургом уже давно стали местом паломничества туристов и спелеологов. Здесь специально даже воссоздали уникальную древнюю роспись стен Каповой пещеры. Тут и рисунки мамонтов, и шерстистых носорогов. Их создавали древние кроманьонцы 17 тысяч лет тому назад. А открыли удивительные росписи в каповой пещере — пятьдесят лет назад. Такую важную дату в Саблино решили отметить интересной и познавательной лекцией и экскурсией. Приглашают взрослых и детей в воскресенье. Ребятам даже позволят нарисовать мамонтов на стенах.
- Конечно, это будут не стены пещеры, а специально подготовленные стенды, - рассказали «Комсомолке» организаторы. - Зато для школьников это уникальная возможность на образцах поучиться создавать аналоги древних рисунков.
«Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»
http://kp.ru/online/news/191745
В Саблинских пещерах будут рисовать мамонтов
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 января. В честь важного события — 50-летия открытия уникальных росписей в Каповой пещере в Саблино под Петербургом — сотрудники музея решили организовать сегодня интересную и познавательную экскурсию, на которую пригласили взрослых и детей. Как сообщает «Комсомольская правда», ребятам даже позволят нарисовать на стенах мамонтов.
«Конечно, это будут не стены пещеры, а специально подготовленные стенды, — уточнили журналистам организаторы. — Зато для школьников это уникальная возможность на образцах поучиться создавать аналоги древних рисунков».
Напомним, что Саблинские пещеры под Петербургом уже давно стали местом паломничества туристов и спелеологов. Здесь специально воссоздали уникальную древнюю роспись стен Каповой пещеры.
ИА «Росбалт»
http://www.rosbalt.ru/2009/01/25/612555.html
Сквозь века через пещеру:
В Саблинском подземелье показывают живопись палеолита
Единственное место в России и Восточной Европе, где теперь можно увидеть рисунки древнего человека - песчаные пещеры под Саблино. Знаменитый на весь мир подземный заповедник Шульганташ в Башкирии, где была обнаружена живопись палеолита, закрылся для зрителей из-за залива водой. Спелеологи и художники выполнили их копии на стенах Саблинских подземелий к 50-летию обнаружения ярких раритетов.
Первые палеолитические рисунки Европы были открыты в феврале 1959 года в Каповой пещере заповедника Шульганташ. Изображения носорогов, лошадей и мамонтов, выполненные пещерными людьми, есть во всех учебниках по истории искусства. На каменные стены их нанесли более 17 тысяч лет назад, еще во времена Великого оледенения.
- До недавнего времени древние рисунки можно было увидеть собственными глазами, - говорит известный ученый-спелеолог Юрий Ляхницкий. - Для того чтобы спуститься в Каповую пещеру, в очередь выстраивались и россияне, и иностранцы. Активная хозяйственная деятельность на территории, прилегающей к заповеднику, однако, привела к самым неблагоприятным последствиям. Пещеру стало заливать водой. Сейчас людям попросту опасно находиться внутри. Вот местные власти и закрыли ее для посещения.
Мысль о том, чтобы перенести рисунки заповедника Шульганташ на стены Саблинских пещер, у спелеологов возникла совершенно случайно. По словам Юрия Сергеевича лучшей возможности для демонстрации живописи времен палеолита просто не найти.
- Оказавшись в пещере с древними рисунками, словно попадаешь в другой мир, - говорит Юрий Ляхницкий. - Примитивный человек эпохи палеолита был не так уж и примитивен. Жить в пещеры шли самые продвинутые люди того времени. Восприятие рисунков меняется в зависимости от освещения. Сейчас подобных эффектов добиваются в лабораториях. Меж тем такие технологии активно использовались теми, кто жил 17 тысяч лет назад.
Для того чтобы перенести живопись заповедника Шульганташ в Саблинские песчаные пещеры, спелеологам и художникам потребовалось несколько лет. По словам исследователей, после этого подземные ходы по-настоящему преобразились.
- Мы сделали все, чтобы Саблинский памятник природы не пострадал при нанесении картин, - рассказывает секретарь комиссии спелеологии Русского географического общества Антон Юшко. - Песчаные стены, кстати, пришлось расчищать от "живописи" прошлого века. Вы бы видели, что тут было нарисовано! Рассказывать, если честно, стыдно. Давно замечено, что под землей человеком, оказавшимся наедине с самим собой, овладевает желание выплеснуть свои мысли и эмоции на стены. Если древние люди рисовали лошадок и мамонтов, то современные подростки украшали стены пещер площадной бранью и полупорнографическими картинками.
По словам Антона Юшко, подземные художники третьего тысячелетия творили теми же средствами, что и люди палеолита. Сделать краситель, подобный тому, которым выполнялись рисунки Шульганташа, не составило никакого труда.
- Краску палеолита можно создать даже в домашних условиях, - делится секретами Антон. - Всего-то и нужно набрать богатого железом песка - на склоне у реки его прожилки выделяются ярко-красным цветом. Песок пережигается на костре и замешивается с биологической основой - яйцами или животным жиром. Полдня работы, и краска готова!
- Смысл некоторых рисунков неясен до сих пор, - говорит Юрий Сергеевич. - Посмотрите, к примеру, на решетчатую трапецию, похожую на чашку, тарелку или НЛО! Или на человекообразное существо с небольшим хвостом и конечностями-клешнями. Быть может, люди палеолита встречали инопланетян? Ими могло двигать желание отразить огромный и опасный мир вокруг себя. Простые и в то же время невероятно сложные пещерные картины покорят любого зрителя.
Газета «Известия – Петербург»
18:03 06.02.09
ВЫСТАКА В САБЛИНСКИХ ПЕЩЕРАХ.
Выставка копий знаменитых рисунков пещеры Шульган-Таш (Капова пещера) открылась в Левобережной пещере государственного комплексного памятника природы «Саблинский». Выставка посвящена 50-летию открытия палеолитической живописи. В настоящее время это – единственная в России возможность увидеть творчество пещерного человека. Оригинальная живопись Каповой пещеры Башкирии находится под угрозой затопления, и доступ туда закрыт.
Интерпресс
http://www.interpress.ru/index.php?t=list&news_id=19896
В Саблинских пещерах появились рисунки эпохи палеолита. Вот только мамонтов, саблезубых тигров и быков нарисовали дети. Разумеется, не на стенах, а на ватмане. Это был мастер-класс по наскальной живописи, приурочили его к 50-летию другой знаменитой пещеры - Шульганташ. Что общего у двух этих подземных систем? Изучал их один человек - петербургский спелеолог Юрий Ляхницкий. И именно он сделал первую карту Саблино, к тому же помог присвоить областным пещерам статус памятника природы.
Кое-что новое появилось и на поверхности земли. Над входом в Левобережную открыли парк палеолитических животных - несколько бетонных скульптур в натуральную величину. И ещё в ближайшее время в подземной системе появится Зал сталактитов. Самые последние новости из подземного мира - в сюжете Юлии Васильевой, в следующих выпусках.
Видео: http://www.rtr.spb.ru/vesti/vesti_2009/news_detail_v.asp?id=504
Мамонты-диссиденты
Среди пещерных людей тоже были свои Ван Гоги и Шишкины, а среди мамонтов — упертые индивидуалы. Об этом можно узнать под сводами Саблинских пещер, где петербургские спелеологи выставили копии знаменитых палеонтологических рисунков. Авторы оригиналов точно не против этих утверждений — ведь они вымерли еще 15 тысяч лет назад.
Кириллицу придумали кроманьонцы?
Уникальные наскальные изображения были открыты в 1959 году — за тысячи километров от Ленинградской области. В Каповой пещере в Башкирии в заповеднике Шульанташ их обнаружил советский исследователь Александр Рюмин. Это была научная сенсация. Прежде подобные художества встречались только в Западной Европе — во Франции и в Испании, а тут выяснилось, что и у нас, на Урале, у кроманьонцев (обобщающее название людей эпохи позднего палеолита. — Ред.) был свой культурный центр. Правда, что удивительно, рисунки «отечественных» мастеров и «иностранных» — практически одинаковые. Почему — загадка.
Полвека изображения Каповой пещеры исследовали разные поколения ученых. Спорили, кто изображен на камне: мамонт, шерстистый носорог или древний олень. Нашли даже портрет человека — предположительно хозяина пещеры Шульгана.
— Но животные и люди — это лишь четверть найденных изображений, большая часть живописи — знаки, похожие на зачатки письменности и счета. Некоторые символы даже похожи на нашу кириллицу, — рассказывает главный смотритель Левобережной Саблинской пещеры и инициатор копирования древних рисунков Юрий Ляхницкий.
В последние годы стало возможно изучать рисунки с помощью цифровых технологий. И в невнятных розовых пятнах проявились стада быков и мамонтов. Выяснилось, что древние художники тоже были самокритичны — перерисовывали свои работы. А «полотна» конкурентов уничтожали!
— Может, глобальное потепление сказывается, а может, влияние человека — возле башкирской пещеры сделали водохранилище, но рисунки начали плакать. Они потекли, — говорит коллега Ляхницкого секретарь комиссии спелеологии Русского географического общества в Петербурге Антон Юшко.
Из-за угрозы затопления вход в Каповую пещеру для туристов теперь закрыт. Потому Ляхницкий и решил скопировать наиболее выдающиеся произведения наскальных художников на стены Саблинских пещер.
Ежик в пещере
Когда 10 лет назад Юрий Ляхницкий начал создавать музей в Левобережной пещере, она тоже была сплошь покрыта «наскальными росписями». Только не такими древними, как в Башкирии. В Ленобласти постарались «неандертальцы» наших дней. Пришлось все соскабливать. Хотя наиболее интересные работы — ежика, Будду и скульптурный портрет монаха — оставили. Для археологов будущих веков.
— А это уже копии самих рисунков из Башкирии, — показывает красные фигурки Ляхницкий. — Вот мамонтиха с мамонтенком и редкий вид мамонта — полностью закрашенный. Остальных почему-то рисовали только контуром, а этот, видимо, самый главный мамонт, вожак стаи.
На соседней стене еще один странный древний слон. Все его сородичи, а также вымершие давно лошади, быки и носороги бегут за солнцем, по стене налево, и только он один — против всех, направо. Палеонтологи назвали его «мамонт-диссидент».
Всего из 173 обнаруженных в Уральской пещере рисунков в Саблино скопировано 30. Оригиналы писались специальными красками. Древнему художнику нужно было находить железосодержащие породы, измельчать их, смешивать с животным жиром, чтобы рисунок сохранился надолго.
— В Каповой пещере мастера вписывали животных в рельеф стены, при свете факелов и пении шаманов создавалось впечатление, что рисунки оживают, — уверяет Антон Юшко.
Под Петербургом такого эффекта добиться трудно. Песчаник, из которого образованы пещеры, плохо резонирует, нужной акустики не добиться. Зато в Саблино можно нарисовать своего быка или носорога — правда, на бумаге, но под сводами пещеры. Этим развлекают детей в конце экскурсии. У многих получается не хуже признанных мастеров-кроманьонцев.
Источник: «Московский комсомолец в Питере»
28/01/2009
http://mk-piter.ru/2009/01/30/004/
Где встретиться с пещерным человеком?
Когда душа просит неспешного отдыха от городской суеты и маленького приключения, стоит поехать в Ульяновку, а по старинке – в Саблино. Здесь - 14 исторических пещер вдоль каньона реки Тосны, знаменитый Тосненский водопад и природные пейзажи.
Летучие мыши и бабочки
На высоком берегу реки, над Левобережной пещерой стоит зеленый домик – администрация природного музея. Пока набирается группа (а поодиночке здесь не ходят), можно рассматривать фигуры доисторических животных: мамонта, динозавра, моллюсков и рыб. Устрашающие существа соседствуют с будкой симпатичного пса Бобика, который то и дело живописно выглядывает на потеху публике.
В саму пещеру придется спуститься по крутым ступенькам. Лучше взять с собой фонарик.
Левобережная пещера – это пять километров различных переходов. 200 лет назад здесь добывали кварцевый песок – то есть, пещера искусственная.
Однако она таит много интересного. Например, летучие мыши. Сейчас зимой они спят, забавно спустившись вниз головой. Будить их ни в коем случае нельзя, а вот рассматривать – сколько угодно.
Есть здесь и бабочки, тоже застывшие до зимы и покрытые слоем кварцевой пыли, отчего сверкают, как снег на солнце.
Подводные озера и наскальные рисунки
Путники увидят в пещере три подземных озера, жилище пещерного человека, могилу белого спелеолога (здешнего духа) и даже зал горного короля.
А еще в пещере круглый год, не осыпаясь, стоит новогодняя елка, потому что здесь все время прохладно и влажно.
Особого внимания в эти дни заслуживает выставка наскальной живописи. В этом году исполняется 50 лет со дня открытия рисунков пещерных людей в Каповой пещере в Башкирии.
Это самое первое и известное место, где нашли живопись, насчитывающую 15-17 тысячелетий.
Сейчас доступ к этим рисункам в Башкирии закрыт из-за угрозы затопления пещеры. Но у нас в Саблине профессиональные художники сделали их точные копии. Это изображения мамонтов, оленей, быков, людей.
Как рассказал Юрий Лихнитский, ученый-спелеолог, в знаках скрыты тотемные изображения, смыслы, возможно, зачатки письменности. Нанесены первобытные картины яркой красной краской. Как выяснили ученые, это смесь охры, жира животных и каких-то неизвестных компонентов.
Часовня и водопад
Стоит посетить и зал с часовней во имя Николая Чудотворца. Устраивать часовни в пещерах – древняя традиция, которой в 2005 году последовали хранители природного музея. Раз в два-три месяца здесь проводятся службы.
После возвращения на белый свет можно прогуляться вдоль речного каньона до знаменитого Тосненского водопада, которому 12 тысяч лет. Зимой он превращается в шумящий «ледопад», образующий причудливые узоры.
газета «Мой район»
2 февраля 2009, 14:42 | Татьяна Морозова, «Мой район» |
http://www.mr7.ru/news/society/story_8700.html?template=61&link=/news/society/story_8700.html
Петербуржцы нарисовали быков и мамонтов в Саблинской пещере
Почувствовать себя первобытным художником? Нет ничего проще! 25 января в Левобережной пещере государственного комплексного памятника природы "Саблинский" в Ленинградской области открыта выставка-презентация копий знаменитых рисунков Капской пещеры (Башкирия), обнаруженных 50 лет назад советским ученым А.В.Рюминым.
В настоящее время Капова пещера находится под угрозой затопления, доступ посетителей в нее закрыт. Поэтому единственная в России возможность увидеть творчество пещерного человека существует только в Левобережной пещере. Здесь, прямо на пещерных сводах, посетителям были показаны слайды, рассказывающие об истории археологических открытий в Каповой пещере, а после - проведена экскурсия, в ходе которой любой желающий смог нарисовать мамонта или быка в специально отведенном месте. Для рисования использовались природные материалы, найденные здесь же, в пещере, а воображение художников подстегивали образцы, увиденные во время экскурсии, и загадочная атмосфера древних пещерных ходов.
Идея проведения акции принадлежит общественной организации "Сохранение природы и культурного наследия", курирующей Саблинские пещеры с 1999 года. Силами Администрации Тосненского района, Правительства Ленинградской области и ученых-энтузиастов на протяжении 10 лет на территории велись природоохранные работы: укреплялись пещерные своды, велась расчистка мусора, проводились научно-исследовательские и гидротехнические работы, в ходе которых пещера "Левобережная" стала пригодной для проведения экскурсий и более подробного изучения. Уже несколько лет привлекает она не только спелеологов всей страны, но и множество простых людей.
Ну, а побыть в роли первобытного художника - значит, ощущать единство с природой, уважать традиции и любить искусство. И, конечно же, никто еще не отменял тягу к приключениям!
Петербургский телетекст
26 января 2009 года
http://www.teletext.sp.ru/efir.html
Официальный сайт Ленинградской областной общественной организации
"Сохранение природы и культурного наследия",
обладающей эксклюзивным правом
ведения деятельности на территории Комплексного памятника природы "Саблинский".
Телефон +7 (952) 270-48-03, e-mail: sablinonet@yandex.ru
Сертификат № РОСС RU.У273.М04167
|